Государственный долг субъектов РФ в СФО в 2006-2017 годах
Если тенденция к увеличению долговой нагрузки на региональные бюджеты сохранится, то уже к 2025 году многие субъекты РФ могут столкнуться с дефолтом – неспособностью отвечать по своим обязательствам.
В Сибирском федеральном округе за три последних года долговая нагрузка перевалила планку в 50% от уровня бюджетных доходов и перестала быть «низкой». Сейчас ее называют «умеренной», еще через пять лет она станет «высокой», а к 2025 году — критической.
Тревожные голоса начали раздаваться в регионах. 1 декабря депутат горсовета Новосибирска Игорь Салов во время обсуждения бюджета заявил, что Новосибирск занимает третье место среди городов-миллионников с самой высокой долговой нагрузкой после Казани (223%) и Волгограда (85%). И выразил свою озабоченность ситуацией.
«Вы знаете, жить в кредит, наверное, можно – это практика всех развитых европейских стран. Только очень важно в этой ситуации знать точно: когда и из чего ты будешь эти средства отдавать», – цитирует БК54 Салова.
Такая ситуация в конце 2017 года мало кого беспокоит. Работа по принятию региональных бюджетов происходит в основном по-тихому, без широкого обсуждения с общественностью. Между тем, цифры растут, а ответа на вопрос, кто и какими усилиями будет отдавать долги, нет.
Государственный долг субъектов РФ в СФО в 2006-2017 годах
(по данным министерства финансов)
Красноярский край
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область
Республика Хакасия
Иркутская область
Отдельно для Томской области есть соображения за 2013 год: Долг Томской области в 2002-2014 годах
Таблица. Госдолг субъектов РФ в СФО в 2006-2017 годах, млн рублей
(без Забайкальского края, данные указаны на 1 января каждого года)
Субъект РФ | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Красноярский край | 10’049 | 4’740 | 1’641 | 1’155 | 13’792 | 11’487 | 16’917 | 28’658 | 47’312 | 68 740 | 84’733 | 95’901 |
Кемеровская область | 10’081 | 11’749 | 14’088 | 11’555 | 16’769 | 18’572 | 21’369 | 28’053 | 41’523 | 50 814 | 58’382 | 62’937 |
Новосибирская область | 8’771 | 8’374 | 5’289 | 3’251 | 2’869 | 4’511 | 6’801 | 11’954 | 24’467 | 35 828 | 46’729 | 47’860 |
Омская область | 2’786 | 2’513 | 5’528 | 9’742 | 13’385 | 13’720 | 17’437 | 22’729 | 29’663 | 36 579 | 40’050 | 44’323 |
Томская область | 2’829 | 2’883 | 5’760 | 7’489 | 6’995 | 6’962 | 6’943 | 10’349 | 14’638 | 19 854 | 23’215 | 25’658 |
Республика Хакасия | 109 | 50 | 623 | 616 | 1’372 | 2’151 | 3’921 | 4’587 | 8’383 | 10 854 | 16’676 | 22’881 |
Иркутская область | 4’429 | 6’930 | 10’686 | 12’823 | 9’169 | 7’397 | 4’504 | 2’600 | 3’148 | 11 768 | 21’117 | 18’785 |
Республика Бурятия | 1’520 | 1’213 | 1’438 | 2’051 | 600 | 4’845 | 4’421 | 3’081 | 5’608 | 8 496 | 10’125 | 10’109 |
Республика Тыва | 225 | 118 | 141 | 0 | 95 | 149 | 420 | 1’421 | 2’194 | 2 014 | 2’910 | 2’698 |
Алтайский край | 3’474 | 1’918 | 1’672 | 1’180 | 933 | 540 | 612 | 785 | 1’454 | 2 040 | 2’443 | 2’198 |
Республика Алтай | 372 | 731 | 825 | 967 | 1’266 | 1’045 | 1’777 | 1’838 | 1’931 | 2 048 | 1’975 | 1’596 |
Итого: | 44’645 | 41’220 | 47’691 | 50’829 | 67’244 | 71’379 | 85’124 | 116’056 | 180’321 | 249’034 | 308’353 | 334’948 |
Тенденция к росту заимствований в самых крупных субъектах СФО прослеживается четко. Если в период с 2008 по 2013 годы в некоторых регионах наблюдалось снижение суммы госдолга, то после 2014 темпы роста задолженности резко возросли.
Очевидно, что с ростом задолженности растут и расходы на обслуживание долга. Уже сейчас суммы которые закладываются в бюджет на выплату процентов по долгу сопоставимы с самыми крупными социальными программами. Наращивая долговую нагрузку на бюджет, чиновники и депутаты фактически ущемляют многие права граждан (детские сады, школы, помощь семьям, переселение из ветхого жилья и так далее).
Причем, очень скоро могут зазвучать голоса, что долги в интересах народа – для выполнения программ, «майских указов» и чего угодно еще. Это будет совершенный деструктив, который нужно будет пресекать.
Отметим, подобная бюджетная политика приводит к нагрузке на центр. Политически это выглядит как сговор регионов, которые вместо принципиальных изменений наращивают долги, повышая давление на федеральные органы исполнительной власти.
Какой вывод. В 2018 год нужно будет прислушаться к тем представителям власти, которые предложат конструктивное решение проблемы. Проблема не решается на раз и не решается в одиночку, но если о ней начали говорить, этот процесс только усилится. И важно дать на соответствующие инициативы гражданский отклик.
Оставайтесь на связи. Вместе победим!
Читайте в рубрике Актуальная статистика
Итоги оптимизации образования в Томской области:
минус 50 школ за 7 лет
Это все предпосылки мыльного пузыря, который скоро лопнет. Однако, к сожалению, мы ресурсная стана и контролировать пузыри не в нашей власти.