О гражданской готовности

Новые времена — новые требования.

С интересом наблюдаю, как в обществе прогнившей либерал-демократии зарождается гражданственность. Становление происходит в несколько стадий, каждую из которых нужно описать (а до описания — изучить) отдельно. Но сейчас ограничусь только одной — самой первой. Это стадия, на которой обыватель уже как-то распознает себя, соотносит с окружающим миром, и важнее всего — понимает, что в этом мире что-то не так.

Карл Маркс, Фридрих Энгельс - гражданское общество

Скорее всего, полного понимая, что именно не так, у обывателя ещё нет. Он описывает содержание мифами, почерпнутыми всё из того же окружающего мира. Их ведь тоже надо изучить и систематизировать, а для этого не хватает знаний и опыта. Однако это не означает, что сам вывод некорректный, ведь окружающий мир не спрашивает, выучил ли ты теорию — он пинает железным сапогом, когда человек не ожидает. И во время пинков человек хорошо ощущает враждебность процессов, происходящих вокруг.

Конечно, раз я пишу о первой фазе гражданственности, то я описываю себя. И указываю на некоторую собственную неуверенность в подобных суждениях. Однако, если дальнейшее хотя бы отчасти вызовет у читателя согласие, то и я не так уж неправ.

Приведу две иллюстрации этой первой фазы.

Это реальные люди, которые находятся в ближнем окружении, и с большой вероятностью прочитают данный текст, поэтому у нас будет предмет для дискуссии.

Один товарищ безразлично относится к происходящему вокруг, если оно не касается его лично. Ему не интересна политическая и социальная повестка общества. По его глубокому убеждению всё происходит так, как и должно происходить: правительство принимает законы, экономика развивается по своим правилам, социальные группы отстаивают свои интересы, а начальство лучше знает. Мир выстраивается вокруг единственного приоритета — денег.

Любая попытка подвести к осмыслению этих и других процессов наталкивается на сопротивление вроде «зачем мне в этом разбираться, если меня это не касается». Тогда следует единственный вопрос: уверен ли он, что не касается и как быть, когда касается, а ты не готов к этому?

Взять самый простой пример (хотя и не очень корректный применительно к данному обсуждению) — участие в выборах. Ведь если ты не участвуешь в выборах, значит твой интерес сразу оказывается неучтенным, и дальше люди, которые реализовали своё избирательное право самостоятельно (без тебя) будут отстаивать свои интересы.

Я указал, что это самый простой пример, но не самый корректный. Во-первых, потому что руководствуясь примитивной логикой, всегда можно прийти к неправильному выводу о том, что России не нужно всеобщее избирательное право. Во-вторых, я сам игнорирую выборы, участвуя в политическом процессе на другом уровне. Притом не лишая себя возможностей, данных избирательным правом. В-третьих, я обладаю возможностями по конфигурации самого этого права через активное право.

С перечисленными оговорками я спрашиваю: а где ты сам, безучастный?

С ответа на этот вопрос и начинается первая фаза. Происходит поиск себя самого и поиск связей с окружающим миром. Мало определить собственную гражданскую идентичность — нужно соотнести себя с другими субъектами, находящимися вокруг.

Вторая иллюстрация покажет человека, который определил контуры своей гражданской идентичности и понимает, что должен что-то предпринимать в ответ на враждебные процессы, происходящие вокруг.

Он начинает действовать. Из политической и социальной повестки общества он выделяет два типа событий: первые — с которыми он скорее согласен и поддерживает их; вторые — с которыми он скорее не согласен и выступает против. Одновременно с этим выделяются субъекты этих событий — акторы, с которыми можно солидаризироваться или выступать против них.

Почти всегда это сопровождается собственным пониманием данных событий и субъектов — исходя из объема знаний и опыта, полученного ранее. Правильное это понимание или нет — этот вопрос лежит в области трансцендентного, а потому выходит за рамки деятельности человека. И он автоматически возникает во второй и последующих фазах гражданской готовности, когда человеку предстоит понять, что необходимы знания и качественно иной опыт.

Тем не менее, деятельность уже существует, а значит существует энергия, которой субъект может распорядиться. У этого процесса есть свои траектории и применительно к моему примеру очень четко прослеживается такая траектория. Человек начинает рассчитывать на взаимную солидарность с тем субъектом, который он поддерживает.

Происходящее также лучше продемонстрировать на примере.

Существует социально-политическая группа, которая осуществляет повестку А. Эта повестка выработана и опытным путем, и путем исследований. А главное — принятая и одобренная коллективным субъектом. Человек, предположивший, что это и его повестка тоже, предъявляет претензию к её со-осуществлению. Замечу, что главное слово здесь — предположивший. Насколько правильное это предположение человек не в состоянии понять. Просто потому, что не является частью коллективного субъекта. Он не владеет тем уровнем опыта и знаний, который выработал коллективный субъект. И, значит, человек осуществляет повестку А’.

Тем не менее, желание и возможность действовать в том же ключе позволяют оформить претензию к субъекту о несовпадении повестки А и А’.

Понимание этого несовпадения приводит к изменению траектории процесса. Он либо находит способ понять повестку А (изучить знание, сделать опыт коллективного субъекта частью своего опыта), либо находит возможность реализовать повестку А», переходящую в повестку Б, а значит не относящуюся к повестке указанной социально-политической группы.

В обоих случаях гражданская готовность дооформляется и человек переходит во вторую фазу гражданственности.

Эту статью я начал с выражения «новые времена — новые требования». Описанное в статье, на мой взгляд, фрагмент большого нарратива — растущего самосознания в обществе. У этого роста есть свои закономерности, и главная из закономерностей — увеличение сложности. Прежние времена позволяли быть гражданином в самом примитивном виде. Например, ходить на выборы или на митинги «за честные выборы», а также выступать против тех, кто выступал «за честные выборы». Времена такого примитива стремительно уходят в прошлое, и в новом времени нам предстоит освоить новые требования, продиктованные сложностью политической и социальной повестки общества.

© 2014 Сабой Онлайн | О гражданской готовности.

Комментариев: 4 “О гражданской готовности”

  1. zvodret iluret:

    I have read some excellent stuff here. Certainly price bookmarking for revisiting. I wonder how so much effort you set to create any such magnificent informative website.

  2. zvodretiluret:

    Some genuinely nice and useful information on this site, as well I believe the design holds good features.

  3. zvodret iluret:

    Im not sure where you are getting your information, but great topic. I must spend some time studying more or understanding more. Thanks for magnificent information I was looking for this info for my mission.

  4. zvodretiluret:

    fantastic put up, very informative. I’m wondering why the other specialists of this sector do not notice this. You must continue your writing. I am confident, you have a great readers’ base already!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *