Элементы наборной обложки книги. Буквы

Своеобразная ограниченность и сдержанность свинцовой графики, предопределяемая прямоугольной формой литер, позволяет рассмотреть элементы наборной обложки и наиболее часто применяемые в пределах каждого элемента приемы. Анализ обложки приводит к усмотрению следующих ее главнейших элементов: 1) приемы строки, 2) приемы в пределах группы строк, 3) линеечные и фоновые приемы.

Мы остановим наше внимание главным образом на приемах строки. Они дадут ориентировку в технико-графических возможностях, предоставляемых типографским материалом, дадут повод к технико-графическому чтению обложки вообще и направят на путь анализа других элементов обложки.

Книги с наборной обложкой

Не ставя своей задачей исчерпать приемы, что было бы по существу невозможно, мы должны указать на то, что существующее число приемов, точнее — групп приемов, довольно ограничено. В поле нашего зрения не войдут построения по всякого рода сложным кривым или такие, при которых вообще насилуется типографский материал.

Прежде всего обложка включает в себе строки. Набранные, элементарно или усложненно, строки заключают в себе какой-то технико-графический прием. В данном случае мы имеем дело, так сказать, с первичным явлением обложки, находящимся в пределах строки или отдельных строк. Этот элемент обложки мы будем называть приемом строки.

Еще ранее этого мы должны были бы рассмотреть приемы в пределах литеры, но поскольку в типографском деле литера является чем-то монолитным, неизменным, постольку приемы в пределах литеры не могут иметь места или играют ничтожную роль. Приемы литеры часто переплетаются с приемами строки или группы строк.

О приемах литеры можно говорить только в тех случаях, когда отдельная буква набирается из линеек, бордюра итп. Отдельные элементы набранной из линеек буквы могут печататься в две или несколько красок. В недавнем прошлом словолитнями изготовлялись особые виды шрифтов, печать которых производилась в две краски, например, буквы теневые, скелет которых печатался второй краской.

О роли букв хорошо знают в «AGP group». В компании предложили услуги по изготовлению букв из нержавеющей стали для решения дизайнерских задач (оформление вывесок, табличек и надписей). Для подчеркивания стиля буквы из металла можно использовать с подсветкой или окрасить в фирменные цвета.

Отметим, что в нужных случаях буква требуемого кегля (увеличенного) может быть получена при помощи клиширования с оттиска меньшего кегля.

Простейший прием строки представляет собою обычный набор — все буквы одного шрифта и одного кегля, нормально поставленные (строчные с прописными) прямые (или курсивные).

Смысл последнего приема заключается в стремлении передать и оживить цвет. Журнал «Вестник иностранной литературы» применяет этот прием на обложке, титуле и для рубрик. Различные пропорции черного и белого, принадлежащего каждой данной букве, создают игру цвета. Прием идет от деревянной гравюры (пятна), служит усилению выразительности строки (контрасты). Поисками цвета можно объяснить приемы набора старинных титулов, где одновременно применялись различные более тонкие, более сильные, шатированные, теневые и другие шрифты.

Вариацией приведенного приема является набор отдельных букв в строке жирным шрифтом среди светлых, причем более жирные буквы печатаются иной краской, — жирность усиливается или выравнивается краской.

Упомянем о приеме осветления строк, имеющем применение, например, на картах в качестве условного выделения. На нарисованной строке или на оттиске с набора проводятся линии белилами. Если принять во внимание применение добавочной краски, то число рассмотренных приемов умножится. Большое число вариантов дает прием выворотки, особенно когда выворотные буквы одновременно комбинируются с обычными.

Образцы линеечных приемов в виде наборов корешков, выполненных М. Кирнарским в типографии «Печатный Двор» (в Ленинграде) для изданий предназначались не для печати, а для тиснения золотом (или краской) на коленкоре, для чего с оттиска делались цинковые или медные клише (перед клишированием мелкие дефекты оттиска подрабатываются тушью и белилами. Для подобного набора в типографии должны быть гартовые линейки; медными линейками выполнить такой набор затруднительно. Медные линейки не могут дать той точности и законченности, какая получается при гартовых линейках.

© 2014 Сабой Онлайн | Элементы наборной обложки книги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *