Царский и советский стиль в рекламе

Этот исторический очерк хорошо показывает, каким был советский стиль в рекламе. По сути она даже не являлась рекламой, а была способом оповещения и доведения информации, причем много было позаимствовано ещё из царского периода России. Впрочем, обо всём по порядку.

Как уже говорилось неоднократно, задачи и методы капиталистической рекламы совершенно чужды нашему социалистическому обществу. Но многие ее технические приемы, кое-что из ее практического опыта, несомненно, может быть с пользой взято рекламой социалистической.

«Не бойся заимствовать, но, заимствуя — переосмысливай!» — такой лозунг придумала сама себе одна группа молодых инженеров, совершавших поездку по Западной Европе. Несомненно, что и наиболее прогрессивные достижения капиталистической рекламы наши специалисты должны безо всякого стеснения заимствовать, переосмысливая их идейно и творчески во благо рекламе социалистической. Кстати говоря, реклама в советской России не такой уж новичок, у нее есть свои традиции и предшественники.

    «На досуге отобедай У Пожарского в Торжке,
    Жареных котлет отведай…
    И отправься налегке».

Эти слова А. С. Пушкина стали обязательной цитатой во всех пособиях, связанных с рекламой. Но нельзя забывать, что Пушкин, если уж говорить о его рекламных шутках, был создателем и еще одного стихотворения — на втором этаже гостиницы Пожарского, в комнате, где обычно останавливался поэт, долгое время всем посетителям показывали написанные прямо на обоях стихи. Рукой великого поэта восхвалялись гостиница, хозяин и хозяйка, их радушное гостеприимство. Это была отличнейшая реклама! Но лет через десять после смерти поэта кто-то заклеил стену новыми обоями, и стихотворение безвозвратно пропало…

В 1878 году московский предприниматель Метцель открыл первую «Контору объявлений». Девизом конторы был ныне уже ставший хрестоматийным лозунг:

    «Объявления есть двигатель торговли!»

Сто лет назад этот рекламный афоризм звучал еще довольно свежо.

Царский стиль в рекламе

В 1894 году в Москве вышла брошюра «Вредные для публики рекламы и борьба с ними». Ее автор Г. Джорд- жадзе вскрывал многие рекламные обманы. Например, велосипедной фирмы, которая выпустила «новую, усовер- шенствованную модель», на поверку оказавшуюся гораздо хуже, чем машина предыдущего выпуска.

В 1898 году вышла в свет книга Веригина «Русская реклама», в которой утверждалось, что основная ценность рекламы — в ее правдивости.

Приезжавший в 1908 году в Россию из Германии известный владелец рекламной конторы Пауль Мендель отмечал, что «правдивость русской рекламы значительно выше, чем в других странах». Это, конечно, не мешало тогдашней русской рекламе быть «на три четверти жульнической», как писал «король фельетонистов» Влас Дорошевич.

В 1971 году в залах Русского музея (Ленинград) на выставке самоваров, которая произвела чуть ли не сенсацию среди любителей старины, была развернута небольшая экспозиция старых уличных вывесок. Сам факт появления «листов жести» (как когда-то презрительно именовали эти рекламные произведения) в стенах всемирно знаменитого музея примечателен. После открытия шедевров Пиросманашвили интерес к старым вывескам вспыхнул в среде собирателей и коллекционеров, ими начали интересоваться хранилища и художественные галереи. Энтузиасты из Государственного музея истории Ленинграда показали зарождение русской рекламы в этих замечательных произведениях безвестных мастеров. Так же как вывески Пиросманашвили, великолепные работы, экспонированные на этой выставке, не только предвосхитили многие художественные открытия последующих времен, но и утвердили начало ряда рекламных течений будущего.

Но нужно было быть воистину провидцем, чтобы увидеть в «обычных» вывесках произведения искусства. А в то время такого провидца не нашлось, к сожалению. Рекламное дело в дореволюционной России было еще в мелом подражательным и, вероятно, поэтому не оставило сколько-нибудь заметных следов в истории отечественной рекламы. После революции и гражданской войны реклама ожила лишь при НЭПе. Это была, в основном, вакханалия самых примитивных зазывов и анонсов, пошлых и неграмотных, отражавших сущность хозяйчиков и торгашей.

    «Мужской и дамский Рафаэлов» — гласила вывеска портного.

Одна шашлычная на Арбате, которую открыл какой-то предприимчивый карачаевец, была украшена следующим призывом:

    «Нет нигде случай, как в шашлычной «Карачай»!»

Об этой вывеске вспомнил писатель Юрий Олеша, которому принесли в газету «Гудок» рекламу этого заведения. Разумеется, были и квалифицированные рекламы (именно так, во множественном числе), на «европейский» и даже «американский» манер, но они были каплей в море.

Однако именно в годы НЭПа в конкурентной борьбе с частной торговлей создавался советский стиль оповещения. Загремели лозунги Маяковского, запестрели яркие плакаты, над которыми работали художники самых различных школ и направлений. Во время Великой Отечественной войны и послевоенный период восстановления хозяйства стране было не до рекламы, хотя, предвидя будущее, правительство уже тогда начало создавать рекламные отделы в ряде организаций и министерств.

© 2014 Сабой Онлайн | Царский и советский стиль в рекламе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *