О ценности права, уголовного кодекса и советских инструкций

С разрушением Советского Союза, многие, ранее применявшиеся документы, такие как инструкции, различные правила, требования и приказы, утратили свою актуальность, прекратили действие или были отменены. С одной стороны такое изменение ситуации позволило снять многие ограничения в различных сферах деятельности граждан нашего государства, организаций и обществ.

О ценности права и уголовного кодексаНо с другой точки зрения, то многое, что в действительности было правильным и усовершенствованным, тоже перестало действовать, хотя сейчас, уже в новой России, появляются попытки вернуть те советские наработки, так как с помощью их может отпасть множество вопросов: как и что, делать?

Не будем отрицать ценности права на современном этапе развития общества в России. Ввиду перехода к новой модели государственного устройства (федеративного) требуется и максимальная либерализация законодательства. Признаки осуществляемой либерализации мы видим на примере множества новых законов, которые принимаются Госдумой и по факту ратифицируются в законодательных органах субъектов.

Однако что происходит по существу? Принимается законодательный акт, устанавливающий определенные понятия и требования в какой-то из сфер. Допустим известный документ, устанавливающий ответственность за серьезные правонарушения — это уголовный кодекс. К этому акту еще могут приниматься разные постановления и распоряжения, которыми некоторые вопросы или уточняются, или определяются отдельные процедуры выполнения закона.

Дальше уже по цепочке, соответствующие акты принимаются субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. В основном это сейчас все выводится в форму так называемых административных регламентов. В итоге получается, что в каждом муниципальном образовании и в субъектах России одни и те же функции или услуги исполняются по регламентам, которые по форме может быть и похожи, но по содержанию могут быть совершенно разными.

Например, в городе Сочи гражданин получает справку из местной администрации, по одному регламенту, в течение десяти дней, а в городе Красноярске эта услуга уже исполняется в течение двадцати дней. Кроме этого в обоих городах разные требования по порядку предоставления документов и их содержанию для получения нужной справки.

А теперь рассмотрим данную ситуацию во времена Советского Союза. В случае издания законодательного акта, к нему в обязательном порядке были бы приняты соответствующие инструкции, правила, или что-то иное, которым конкретно был бы расписан порядок действий и требований при оформлении и выдачи этой справки. И этот документ, назовем его инструкцией, был бы разослан из министерства, по вертикали до самого низа. Что получает от этого гражданин? А то, что хоть в Сочи, хоть в Красноярске он будет знать, как, где и в какой срок он сможет получить нужную справку и какие документы для этого надо собрать. И ему не надо будет в каждом городе знакомиться с местными административными регламентами, так как на всей территории страны действует лишь один документ – инструкция, которую обязан исполнить любой чиновник или руководитель организации.

Приведенный пример лишь показывает малую толику того, что в действительности сегодня происходит. Понятно, что есть разграничение вопросов между федеральной властью, субъектами федерации и органами местного самоуправления. Но ведь законы принимаются одни, выполнение которых обязательно на всей территории государства. Так может, вместе с законами будем издавать и единые правила их исполнения, где полностью будут расписаны процедуры действий лиц различных инстанций.

© 2014 Сабой Онлайн | О ценности права и уголовного кодекса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *