Правдивая история СССР

Будет несколько мыслей по поводу истории СССР. Но это нужно проговорить, дать себе возможность шагнуть дальше. Это внутренняя рефлексия по поводу собственной деятельности.

Некоторое время Александр Дугин предложил модель интерпретации истории и назвал её историал, посмотрите кто не видел это выступление. И мне понятно, зачем он предлагает интерпретировать — так проще. Он сознательно отказывается от сложности, требующей показать историю правдивой, показать факты и описать их с точки зрения мотивов субъекта. Он предлагает дописать нужные элементы таким образом, чтобы история КАЗАЛАСЬ правдивой.

Правдивая история СССРНо мне кажется это путь в никуда. Ведь мы его прошли в 80-90-х, когда исчез идеологический накал, устремляющий общественное сознание в будущее. Сейчас можно уверенно говорить что внутриэлитные процессы, погасившие пламя борьбы, — были. Противоречия послужили отправной точкой, червоточиной, разросшейся и пустившей метастазы в самом идеологическом ядре СССР. Вместо необходимых действий, ответственность за которые лежит на советской интеллигенции, последовали растерянность и полный отказ от идеи. Без анализа, без должной аргументации отказа.

Ведь мы должны понимать, что это не просто отказ от идеи. По сути и фактически (мы просто видим это в наш день) отказ означает, что цивилизация была брошена на произвол судьбы. Да-да, распилы, о которых нынче ещё модно говорить — следствие этого отказа от идеи. Многим неприятно видеть, как наследие цивилизации оказалось в руках кучки людей и те даже не посчитали сделать из наследия хоть что-то достойное. Вот плата за отказ от идеи — обсуждать последствия, а не сущность.

Теперь происходит следующее. Возникает Дугин и говорит: прошлое не имеет значения, ведь мы опишем его так, как нам нужно. Т.е. вместо восстановления смысла он прячет его в ещё один контейнер. Первым контейнером были противоречия, породившие отказ от идеи. А вторым по-Дугину должен стать историал. По сути, он предлагает ещё раз заминировать историю, заложить взрывчатку на несколько поколений вперед. Может ли историк делать подобное? Мне кажется, нет.

Но параллельно мы сталкиваемся с другой сложностью — отсутствием инструментов для понимания истории. Безответственно поступают те, кто описывает историю исходя из обстоятельств нынешней реальности. Кстати, многочисленные сослагательные наклонения в отношении истории появляются именно таким способом. Когда мы думаем, что имеем право говорить, а «вот если бы…»

Невозможно создавать историю, глядя из нынешней, упрощенной и постмодернистской реальности: мы находимся в других обстоятельствах, мыслим в другой парадигме, не умеем понять, что фундамент для великих проектов создавался качественно иной мотивацией итд. Я приведу простой пример, чтобы приблизить понимание сказанного.

У меня бабке 86 лет. Она видела войну, правда через тыл, но видела. Она видела живым Сталина. Она прожила эпоху СССР целиком, не захватила разве что 20-30-е годы. И однажды мне потребовалась информация по поводу детской медицины, направленной на лечение неизлечимых болезней. Сегодня всё устроено через различные детские фонды. Иногда они действительно врываются в жизнь слезными мольбами помочь в лечении ребенка. И мне стало интересно — какие аналогичные формы содействия больным детям были в СССР — об этом я спросил бабку.

И ответ моей бабки был такой — «никаких». Потому что не было столько больных детей. Единичные случаи — были, но процесс не был массовым. Не требовалось какой-то специальной инфраструктуры здравоохранения, направленной на лечение безнадежно больных детей. Кроме того, некоторые болезни, которые сейчас лечат (или пытаются) тогда считались неизлечимыми. Здесь нужно констатировать, что бурное развитие медицинских технологий внесло неприятный штрих в здравоохранение в целом — в массах появилась ложная надежда на исцеление. Сегодня в него скорее верят, чем получают фактически.

Этот парадокс описывается очень просто: в СССР меньше болели и неизлечимым заболеваниям уделяли меньше внимания, т.к. они не лечились. Сегодня заболеваний на порядок больше и поэтому информационное пространство буквально ломится от криков о помощи. Но лечить удается по прежнему лишь некоторых детей, сумевших достучаться до общественности через фонды.

Это, конечно, не стоит понимать, как необходимость снова навесить пелену на глаза, чтобы не видеть ужаса. Это глупо. Но нужно отдавать себе отчет, почему в коллективистском типе общества вопросы решались проще, без больших личных драм, как это происходит в нынешней индивидуалистской реальности.

И понять, как было в СССР, исходя из сегодняшней матрицы невозможно.
В таких случаях я говорю — не получится изменить космос линейкой.
Если нужна правдивая история СССР не нужно ничего выдумывать, достаточно смотреть в суть событий глазами исследователя, принадлежащего той эпохе.

© 2014 Сабой Онлайн | Правдивая история СССР.

Комментариев: 2 “Правдивая история СССР”

  1. Junoseed:

    Я никогда не жил в СССР, но по рассказам своей бабушки, а верю я только ей, политики у нас все врут, я бы хотел попробовать пожить в те времена. Мне кажется, там было круто!

  2. Тома:

    История про СССР в любом случае не будет правдивой. А все потому что теперь население страны делится на 2 группы, кто приукрашивает жизнь в то время и те, кто наоборот принижает ее. Правды современная молодежь не дождется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *