Почему транспортные связи так важны

В этой публикации предлагаю подумать над одним важным вопросом — почему транспортные связи так важны. И начать предлагаю с того, чтобы осмыслить какие транспортные сети объединяют нашу страну и какие изменения происходили с ними за последние 20+ лет.

Автомобильные дороги как пути сообщения

Хочется вспомнить знаменитое про две российских беды, но не будем оперировать отсутствием смысла, которое чаще используется в уничижительном значении. Однако отмечу, что за тысячелетнюю российскую историю наша цивилизация так и не смогла создать дороги, которые полностью связывали бы разные географические зоны. Сегодня, благодаря повсеместному развитию инфраструктуры, удалось закрыть самые болезненные точки.

Автомобильные дороги как пути сообщенияОдна их таких точек — Трасса М-58 «Амур», которую в 2010-м году инспектировал Владимир Путин. После этого он даже сказал, что за столетнюю историю работы над проектом его удалось завершить. Не будем сейчас вникать в дебри, с каким качеством и ценой каких вложений удалось закончить этот проект (а также с некоторыми допущениями, что не всё так гладко) — главное эта попытка была. А значит и существует понимание, насколько значима дорожная связь между регионами.

Железные дороги для перемещения грузов и пассажиров

ТранссибЕсли с автомобильными дорогами ситуация понятна (они нужны гражданским и военным, а также в коммерческих целях, если речь о небольших расстояниях), то железные дороги рассчитаны на промышленность, массовую перевозку грузов и пассажиров. Потребность в надежной железной дороге — это самое приоритетное, что может быть в сохранении целостности страны. Если данная потребность уменьшается — это всегда означает, что и взаимозависимость регионов снижается. На каком-то этапе они перестают быть нужны друг другу.

БАМЭто прекрасно понимали и в царское время, когда было начато строительство Транссибирской магистрали, и во времена СССР, когда была построена основная часть БАМа. Сохранение российских территорий было всегда приоритетом в государственной политике, а потому транспортным связям уделяли максимальное значение. Только в эпоху распада СССР появилась спец-пропаганда с целью опорочить подобные масштабные проекты. Такая пропаганда существует до сих пор, однако нужно понимать, что исходит она от тех, кто не желает видеть Россию сильной и единой, в добром смысле этих слов.

Региональные авиаперелеты

Авиация в регионахДоступность авиаперелетов для среднего жителя нашей страны — это значимый признак. Это работает как симптом: если власть говорит, что авиаперелеты между регионами (включая перелеты из регионов в столицу и обратно) станут доступнее, значит власть стремится поддерживать целостность страны. Если этого нет и с каждым годом всё больше авиарейсов закрывается, неважно по каким причинам, — значит наметился тот же самый путь — к децентрализации.

Простыми словами, отслеживая у себя в регионе, кто и что говорит об авиаперелетах, можно ориентироваться в какую сторону движется развитие региона, какие перспективы его ожидают, если и федеральные и региональные власти всё делают, чтобы доступность к авиаперелетам снижалась.

Речное судоходство

Речное пароходство в СибириЭта сфера перевозок была неблагодарно забыта с разрушением СССР. Северные регионы быстро стагнировали и сегодня сфера речных перевозок скорее маргинальна. Да, ей пользуются в коммерческих целях — вывозят лес, завозят строительные материалы, но о сколь-нибудь серьезном использовании речного пароходства речи не идет. Всё зависит от того, получит ли развитие речной транспорт в России.

О том, что речное пароходство необходимо возродить говорят постоянно. Весной 2013 года томский губернатор Сергей Жвачкин обратился к участникам VIII съезда Совета муниципальных образований Томской области и сообщил, что повышение транспортной доступности территорий — один из стратегических векторов развития региона.

«Мы ведем работу по развитию дорожной сети, ищем возможность возрождения речных пассажирских перевозок на малых реках», — сообщил тогда губернатор. Позднее, как реакция на данный приоритетный вектор, появилось мнение гендиректора «Томской судоходной компании» Владимира Кноля, который заявил, что он «против строительства пассажирских судов и их эксплуатации» в регионе.

Исключительная важность транспортных связей состоит в том, что они соединяют страну, регионы и людей в регионах. Если вместо создания транспортных связей говорится о какой бы то ни было экономическое целесообразности — это путь к разъединению, разобщению, дезинтеграции, и в конечно итоге распаду страны через сепаратизм. Если у представителей власти не хватает решительности связывать страну все большим количеством транспортных путей — это значит, что в перспективе они не смогут удержать власть. А это чревато самыми серьезными последствиями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *