Маркетинг управления

Русский бизнес вряд ли когда-нибудь окажется во власти маркетологов. Разумеется, мы не будем считать, что менеджеры по рекламе нужны только для того, что бы печатать визитки и составлять буклеты. Сегодня уже плохой тон говорить «а ты пойди скажи это нашему директору, который думает, что весь маркетинг это находиться на работе с 9 до 18 и создавать нечто необычное». Поэтому и мы не будем следовать этому пережитку.

Директора не дураки, но имеют свои слабости. Хорошо работать маркетологом в таком бизнесе, где с помощью своей функции можно управлять. Думаю вы согласитесь со мной, что такое бывает. Совершенно скромный штат из 2-3-х человек может задавать тон всей компании, потому что у них видение и современный взгляд на развитие бизнеса. И с этим вряд ли будут спорить. Потому что бухгалтера — профессионалы в составлении отчетности; менеджеры по продажам уникальны тем, что всегда считают успехи по наращиванию оборотов своей заслугой. Отдел снабжения и поставок тоже не лыком шит — есть в них природное чутье, как обрабатывать поставщиков, которые домогаются их сокровенное нутро десятки раз за день. Но важнее всегда маркетологи и это аксиома.

Маркетинг управления — это концепция, которая происходит от более длинного названия маркетинговая концепция управления предприятием. Эта философия очень старая, с неё, собственно, все и началось. Это позднее на горизонте науки возник Филип Котлер и свел хаотично распространенные знания. Кстати, его труд тоже называют «Библией», но мне меньше всего хотелось бы сравнения, потому как в будущем речь пойдет о прикладных вещах другой ветке великой науки. Однако почему нас интересует концепция, в соответствии с которой маркетинг правит бал?

Некоторое время назад, занимаясь продвижением продуктов (конкретно это была теплотехника и оборудование для отопления — строительные технологии в проектах, 2010-й год), я понял одну особенность. Никакие эти научные фишки не работают, если ты не способен управлять бизнес-процессом. Вы мне скажете, но ведь это не маркетинг — а менеджмент! Возможно, но подумайте иначе. Продвижение продукта — комплекс мер и маркетинг выполняет наиважнейшую роль. Даже человек, который непосредственно выходит на клиента — он сам себе маркетолог. В «классике» он исследует потребность и предлагает решение. В «модерне» — он влияет и подталкивает к решению не зацикливаясь на потребности (хотя и это важно).

Между этими двумя под-концепциями тончайшая грань. В первой, классической, маркетинг отсутствует априори: конкурентные преимущества созданные с помощью фантиков работают, но там отсутствует маркетинг. Чуть позднее он возникает в виде слоганов, похожих например на слоган Toyota «Управляй мечтой». Конечно, он появился на свет благодаря маркетологам, но что в нём от маркетинга? Даже если мы возьмем классическое определение (одно из многих, но авторитетное, по Котлеру), то там об этом сказано лишь отчасти.

Маркетинг — это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний индивидов и групп посредством создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг и свободного обмена ими. [Котлер Филип «Маркетинг менеджмент»]

Вчитайтесь. Ни слова о добавляемом сверху образе «управления мечтой», которые должны усилить ощущение клиента и убедить его в потребности управлять мечтой. Разумеется, в этом есть софистика и меня смело можно упрекнуть в игре словами. Но если мы серьезно зададимся вопросом, чем управляют маркетологи-классики, то окажется что ничем, кроме процесса придумывания. Они не влияют и тем более не управляют. Хотя отчасти это делают средства массовой информации, в которых размещается реклама слоганов.

Тогда напрашивается следующий вопрос, а способен ли маркетинг управлять? Ответ — да, но для этого мы должны перейти к современному маркетингу. И там будет новое определение, которое я озвучил в 2010-м году, напомню, занимаясь очень прикладной вещью.

Маркетинг — это управление потребителем и анализ этого управления. [Роман Климов]

Вы знаете хотя бы одну науку, которая изучает управление потребителем? Вот она, выше, очерчена и изложена в одной емкой фразе. Больше сотни лет предприятия создавались и разрушались натыкаясь на скалы клиентских возражений, они гнались за усилением потребности, изучали и формировали концепцию за концепцией. Но кто-нибудь хоть раз предложил маркетологам напрямую управлять клиентом?

В этом нет ничего от НЛП скажем и прочей конспирологии. Изучая смежные темы я пришел к выводу (и спасибо учителям, о которых я скажу позднее) что клиент, каким бы тертым калачом не был, сам способен выражать свои потребности. Остаётся только намекать, спрашивать и подталкивать к принятию решения. Этот инструмент рабочий — он применяется как для частных, так и для массовых задач.

Путь современного маркетинга окажется простым, если мы выберем его. Уйдем от стереотипа, что маркетологи решают какие-то второстепенные функции на предприятии. Разумеется, многое зависит от владельца бизнеса, какую модель управления он выстраивает и куда в нее будут встроены маркетологи. Однако это вовсе не отменяет принципа, что каждый маркетолог способен сам создавать себя и находить нишу в которой сможет применять свой талант.

К этой теме мы будем возвращаться ещё не раз. Как вы можете заметить она лишь вводная, и не самая главная в интернет-маркетинге. Однако и моя цель, лишь намекнуть и подтолкнуть к переосознанию важности маркетинга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *