Законопроект № 292869-6 против коррупции

Текст законопроекта № 292869-6 против коррупции. Внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ 7 июня 2013 года депутатом Яровой И.А.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №25, ст 2954; 2003, №50, ст 4848; 2008, №7, ст 551; 2009, №26, ст 3139; 2010, №19, cт 2289; 2011, №11, ст 1495; №50, ст 7362; 2012, №49, ст 6752) следующие изменения:

    1) дополнить статьей 141 следующего содержания:

«Статья 141. Понятие коррупционного преступления

1. Коррупционным преступлением признается совершенное с прямым умыслом из корыстных побуждений лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 или частями первой — четвертой примечания к статье 285 настоящего Кодекса, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания общественно опасное деяние, предусмотренное частью второй и третьей настоящей статьи.

2. К коррупционным преступлениям относятся деяния, предусмотренные статьей 1411, пунктом «а» части второй статьи 1641, статьями 184, 204, пунктом «а» части второй статьи 2261, пунктом «б» части второй статьи 2291, статьями 289, 290, 291, 2911 Особенной части настоящего Кодекса, а равно пунктами «а» и «б» части второй статьи 141, частью второй статьи 142, статьей 170, 201, 202, 285, 2851, 2852, 2853, частями первой и второй, пунктом «в» части третьей статьи 286, статьями 292, 305 в случае совершения с корыстным мотивом, а равно пунктом «в» части третьей статьи 226, частью третьей статьи 2261, частью второй статьи 228, пунктом «в» части второй статьи 229, частями третьей и четвертой статьи 2291, в случае совершения лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 или частями первой — четвертой примечания к статье 285 настоящего Кодекса, а равно частями третьей и четвертой статьи 183, пунктом «б» части третьей статьи 2281, в случае совершения лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 или частями первой-четвертой примечания к статье 285 настоящего Кодекса и с корыстным мотивом, а равно предусмотренное частями третьей и четвертой статьи 159, частями третьей и четвертой статьи 1591,2,3,5,6, частями третьей и четвертой статьи 160 с использованием своего служебного положения.

3. Преступления, предусмотренные статьями 174, 1741 (в случае легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате совершения преступления, предусмотренного частью второй настоящей статьи), статьей 175 (в случае приобретения или сбыта имущества, добытого в результате совершения преступления, предусмотренного частью второй настоящей статьи), частью третьей статьи 210 (в случае создания преступного сообщества (преступной организации) в целях совершения преступлений, предусмотренных частью второй настоящей статьи, или участия в ней), статьей 294 (в случае воспрепятствования осуществлению правосудия или предварительного следствия по преступлениям, предусмотренным частью второй настоящей статьи), статьей 295 (в случае посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование по преступлениям, предусмотренным частью второй настоящей статьи), статьей 296 (в случае угрозы или насильственных действий в связи с 4 осуществлением правосудия или производством предварительного расследования по преступлениям, предусмотренных частью второй настоящей статьи), статьей 302 (в случае принуждения к даче показаний по преступлениям, предусмотренным частью второй настоящей статьи), 307 (в случае заведомо ложных показаний, заключения эксперта, специалиста или неправильного перевода по преступлениям, предусмотренным частью второй настоящей статьи), 309 (в случае подкупа или принуждения к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу по преступлениям, предусмотренным частью второй настоящей статьи) признаются коррупционными.»;

    2) пункт «а» части первой статьи 1041 после слов «(если преступления совершены из корыстных побуждений), статьями» дополнить словами «1641»;
    4) дополнить статьей 1641 следующего содержания:

«Статья 1641. Хищение бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и финансовых средств государственной компании, государственных корпораций.

1. Хищение бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и финансовых средств государственной компании, государственных корпораций, независимо от способа хищения, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот 5 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) при исполнении государственного или муниципального контракта, а равно государственного контракта по государственному оборонному заказу;
в) в крупном размере —
наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере от одного до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, — наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от трех до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.»;

Статья 2

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №52, ст 4921; 2002, №22, ст 2027; 2003, №27, ст 2706; 2007, №24, ст 2830; №50, ст 6236; 2008, № 49, ст 5724; 2011, №1, ст 16, 45; 2013, №9, ст 875) следующие изменения:

    1) пункт 2 статьи 149 изложить в следующей редакции:

«2) следователь приступает к производству предварительного следствия, а по уголовным делам, возбужденным в отношении лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», по признакам коррупционных преступлений, также направляет информацию в прокуратуру Российской Федерации для осуществления контроля за соответствием расходов лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года;»

    2) пункт 3 части второй статьи 151 после слов «164» дополнить словами «1641«.

Статья 3

Статью 12 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЭ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 50, ст. 6953) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11 Контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в случае возбуждения в отношении лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, уголовного дела по признакам коррупционного преступления.».

Президент
Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями»

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями» вносятся изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЭ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Изменениями, вносимыми в Уголовный кодекс Российской Федерации, вводится понятие коррупционного преступления и устанавливается ответственность за хищение средств бюджетов, государственных внебюджетных фондов и государственных корпораций (компании).

С принятием Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в законодательстве впервые появилось определение коррупции. Коррупция понимается как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний < ...> от имени или в интересах юридического лица».

Генеральная прокуратура как орган, координирующий деятельность в сфере противодействия коррупции, с 2008 года осуществляет статистический учет преступлений коррупционной направленности по перечню, установленному на подзаконном уровне.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» среди основных принципов противодействия коррупции названы законность и неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Тем не менее отсутствует установленное в законе определение не только коррупционных правонарушений, но и коррупционных преступлений.

Исходя из этого, учитывая повышенную общественную опасность указанных преступлений и значимости объекта правового регулирования законопроектом предлагается установить единый перечень коррупционных преступлений.

Реализация государственной политики в сфере противодействия коррупции должна опираться на объективный анализ криминогенной ситуации и коррупционных преступлений, обеспечивать неотвратимость наказания и оценку эффективности мер по профилактике коррупционных преступлений. Единый подход к определению коррупционного преступления также необходим для обеспечения эффективности
деятельности правоохранительных органов.

Законопроектом предлагается ввести определение «коррупционного преступления». Коррупционное преступление — общественно-опасное деяние, совершенное:

1) с прямым умыслом;
2) из корыстных побуждений;
3) специальным субъектом — лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 или частями первой — четвертой примечания к статье 285 настоящего Кодекса.

В части второй и третьей статьи 141 предлагается установить перечень коррупционных преступлений, в который включены 46 составов. К коррупционным преступлениям, также отнесены преступления, совершаемые во взаимосвязи с основными коррупционным составами (например, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате совершения коррупционного преступления, воспрепятствование осуществлению правосудия или предварительного следствия по коррупционным преступлениям).

Также проектом вводится новый вид ответственности, не носящей уголовно-правового характера, которая позволит усилить противодействие коррупции. В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, подозреваемого в совершении коррупционного преступления одновременно запускается механизм контроля за расходами.

Соответствующие изменения проектом вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЭ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Реализация социальных, инфраструктурных проектов развития в Российской Федерации напрямую зависит от целевого использования
бюджетных средств. Приоритетами современной государственной политики являются такие важные направления, обеспечивающие экономические и социальные гарантии благополучия граждан и национальную безопасность, как здравоохранение, дорожное строительство, обороноспособность страны, жилищно-коммунальное хозяйство. Учитывая что, в результате хищения бюджетных средств и финансовых средств государственных корпораций (компании) причиняется существенный вред интересам неограниченного круга лиц, общественным и государственным интересам, законопроектом предлагается введение уголовной ответственности за хищение бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и финансовых средств государственной компании, государственных корпораций.

Предлагаемые изменения в действующее законодательство обеспечат реализацию системы дополнительных мер по противодействию коррупции в Российской Федерации.

Текст законопроекта получен с сайта государственной думы http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=292869-6&02
Приводится справочно, для обсуждения в блоге.

Комментариев: 1 “Законопроект № 292869-6 против коррупции”

  1. zvodret iluret:

    Only wanna comment on few general things, The website style is perfect, the subject matter is real fantastic : D.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *