Подводные лодки HMS Astute

Первая ударная атомная подводная лодка нового класса Astute вышла на ходовые испытания. Под таким заголовком вышло несколько заметок в российской и иностранной прессе. Однако подробностей, что это за чудо, весьма и весьма мало. Поэтому считаю важным рассказать о подлодке подробнее.

Субмарина ВМС Великобритании класса Astute — это атомная ударная подводная лодка, которая должна заменить пять типов субмарин класса Swiftsure, выпущенных в период с 1973 по 1977 годы и выработавших свой эксплуатационный ресурс.

Фото-1 Подводные лодки HMS Astute

Изначально заказ был размещён всего на 3 субмарины, но в Министерстве по обороне (MoD) Великобритании заявили, о планах произвести ещё три таких подлодки. Тактико-технические характеристики Astute во много улучшены по сравнению с подлодками класса Trafalgar 1-й флотилии ВМС Великобритании, второго эскадрона субмарин, базирующихся в районе военно-морской базы Девонпорт. Новые Astute будут перебазированы на базу Faslane в Шотландии.

Фото-2 Производство лодки HMS Astute

Ключевым партнёром по реализации проекта является корпорация BAE Systems, которая участвовала в разработке и производстве субмарин на собственном судостроительным заводе. Судна из серии Астьют были названы Astute (S119), Ambush (S120) и Artful (S121).

Планируется, что эти три субмарины поступят на вооружение в 2009-м, 2010-м и 2011-м годах соответственно. А в мае 2007-го ВМСК Великобритании заключили с BAE Systems контракт на изготовление Audacious (S122), четвёртой лодки класса Астьют. Она должна поступить на вооружение в 2013 году.

Фото 4 Изготовление лодки HMS Astute

Первое подводное погружение субмарина выполнила в октябре 2007-го года в специальной «погружной бухте» в доках Девоншира (Барроу). В это же время судно выполнило первый огневой пуск торпед. Субмарины предыдущего класса Trafalgar постепенно будут списаны к 2022 году, начиная с 2009-го.

Коммандование и управление

Боевая система управления Astute (ACMS) снабжена модулем BAE Systems Insyte и усовершенствованной системой командования (SMCS), которая в настоящее время используется во всех классах британских субмарин.

Эти системы получают данные от сонаров и других сенсоров через передовые алгоритмы и обработку данных, отображаемых в режиме реального времени на панелях управления. Разработку программного обеспечения также осуществляли по прямому контракту, заключенному в 2002 году. Разработку внешних внешних систем связи Astute осуществляли EADS Defence & Security Systems Ltd и EADS Hagenuk Marinekommunikation начиная с августа 2005 года. Ещё один подрядчик Strachan and Henshaw осуществлял разработку систем управления вооружением и запуска ракет (WHLS). А систему платформенного управления для Audacious (S122) должен выполнить Northrop Grumman Sperry Marine. С ними заключён контракт в 2008 году.

Фото 3 Британская подлодка HMS Astute

Ракетное вооружение

«Астьюты» будут оснащены ракетами Tomahawk (группы IV, тактические), крылатыми ракетами для стрельбы из 533-мм торпедных отсеков.

Фото 5 Британская подлодка HMS Astute«Томагавки» снабжены системами горизонтальной ландшафтной навигационной системой, которая комбинирует бортовые радарные измерения высотомера с данными картографии ландшафта, установленными в ракете. Блок II оснащён системой электронно-оптической корреляции (DSMAC), которая позволяет существенно повысить точность стрельбы. Усовершенствованный блок III включает пропульсивную установку и глобальную систему навигации и определения положения GPS. Она обеспечивает местоположение и скоростные данные ракеты для планирования точности.

Дальность полёта «Томагавка» составляет 1000 миль (1609 км), максимальная скорость 550 миль в час. Блок IV обеспечивает дуплексную линию спутниковой связи, которая позволяет повторно программировать ракеты в полете и передавать признаки боевых повреждений (BDI). Ракетами с блоком IV для атаки объектов на земле (TLAM) в 2008 году оснащались подлодки Trafalgar, Torbay.

Торпеды

На вооружении Astute будут находиться 533-миллиметровых шахт с торпедами Spearfish «рыба-меч» и минами. Общей вместительность шахт Астьют составляет 36 торпед и ракет.

Разработка Spearfish также принадлежит BAE Systems. Пуск управляется по проводному каналу связи с активно-пассивной головкой самонаведения. Диапазон составляет до 65 километров. Торпеда оснащена боеголовкой направленной энергии.

Фото 6 Британская подлодка HMS Astute

Системы радиоэлектронного подавления

Системы РЭП включают ложные цели и радиотехническую разведку (ESM). Это датчики прицельных комплексов UAP(4), которые имеют два многофункциональных комплекта антенн, установленных на бескорпусных мачтах Thales (ранее Pilkington) Optronics и McTaggart Scott.

Субмарины класса Astute также оснащены новой системой электронной поддержки в радиолокационном диапазоне (CESM), ранее применявшейся на подлодках Trafalgar. Эта система Eddystone была разработана DML of Devonport (Великобритания) совместно с Argon ST (США). Она обеспечивает передовые технологии в коммуникации, перехват сигналов, рекогносцировку, пеленгацию и систему прослушки. Морские испытания системы были закончены в декабре 2007-го.

Датчики, сонары

Astute оснащены радарами навигации I-группы. Гидролокатор TUS (ранее TMS) 2076 объединяет активно-пассивный поиск и контрглушение сигналов, радиоперехват, параллельный и последовательный порядок. Сонар 2076 устанавливался на субмаринах класса Trafalgar: Torbay, Trenchant и Talent, и поступил на вооружение в феврале 2003-го.

Формирование гидрографического атласа обеспечивает высокоточный эхолот DESO 25. Он способен точное определение противника на глубине до 10 тыс. метров. Мачты CM10 включает тепловизоры, системы ночного видения и цветные CCD-сенсоры. Они будут использоваться на подлодках Audacious (S122).

Силовая установка, двигатель

Энергия будет вырабатываться ядерным реактором с водой под давлением от Rolls-Royce. Долговечное ядро PWR 2 позволит обходиться без безперегрузки топлива (дозаправки) в чечение всего срока эксплуатации судна.

Другие главные пункты машины — две турбины Alsthom и единственная ось с насосным гидрореактивным двигателем Rolls-Royce, состоящим из движущихся лезвий ротора с фиксированным каналом. Есть два дизельных генератора переменного тока, один запасной двигатель и один вспомогательный выдвигающийся гребной винт. Электроника CAE должна обеспечить цифровые, интегрированные средства управления для рулевого управления, погружения, контроль за глубиной и управление платформой.

Второе поколение атомных реакторов PWR 2 было разработано для субмарин Trident, класса Vanguard. Если оно позволяло, к примеру, обогнуть земной шар 20 раз, то Новое поколение, установленное на Astute, увеличит эту цифру вдвое.

Основные тактико-технические данные субмарин Astute

Экипаж
Водоизмещение
Скорость
Длина
Наибольшая ширина
Осадка судна
Ракеты
Торпеды
110 чел (включая 12 офицеров)
7,800 т
29 узлов
97 м
10,4 м
10 м
Tomahawk Block III
6 x 533mm типа "Меч-рыба"

При подготовке статьи использовались материалы с сайтов: naval-technology.com, baesystems.com © 2011 Сабой | Подводные лодки HMS Astute

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *