Как стать писателем или почему литература в России никому не нужна?

Вообще-то я не расскажу вам как стать писателем. Я им никогда не был и вряд ли стану, ну разве только придумаю способ, с помощью которого мой блог можно будет читать как книгу, если я всё-таки надумаю её написать и опубликовать в нём же. Однако заголовком тоже никого обманывать не хочу, поэтому кое-что на эту тему всё равно будет.

Я обратил внимание, что на одном из старейших литературных сайтов litrossia.ru, который существует с 2001 года и авторы до сих пор публикуют в нём новые публикации, посещаемость чуть больше чем в моём блоге, которому отроду 1,5 года. Возможно сравнение не самое корректное, потому что я стараюсь рассказывать об актуальных и заметных темах, но тем не менее, там автор не один, а целое сообщество. Неужели литература в России никому не нужна?

Что бы ответить на этот вопрос, представим ситуацию это немного иначе.

Вот я издательство. Или спонсор. Я даже заинтересован в том, что бы хорошие авторы в России успешно развивались, поэтому готов пожертвовать часть своего личного времени и дохода. Однако те, кто хотел бы стать писателем — тысячи, возможно миллионы людей. Как выбрать из них самых достойных, да не просто выбрать (ведь у нас вкусы разные), а сделать так, что бы труд нашёл отклик у читателя и был выгоден моему издательству.

Для этого я, как издатель, отыскиваю талантливых людей. Периодически читаю то, что пишут на литературных сайтах, советуюсь с коллегами, беседую с разными людьми, в том числе с инвесторами, которые хотели бы больше финансовой отдачи и меньше расходов. В конце концов принимаю решение о том, что вот этому конкретному автору повезет больше всего и его книгу выпустят тиражом… 5000 экземпляров. Ну для пробы. Ведь деньги ещё нужны на презентации, выставки, публикации в СМИ и так далее. Больше никак.

Обратной стороной вопроса является сам автор. Ведь что бы оценить его, нужно что бы он написал не одну книгу. Ну хотя бы две-три. Так будет понятнее, сможет ли он продолжить «зарабатывать деньги» для моего издательства дальше. То есть он, не получая ни копейки за свой труд, должен потратить время. Да, это инвестиции в будущее, без них не обходится ни в одном деле. Но ведь трата личного времени — это ущерб его благосостоянию, семьи; это в целом вопрос развития человека. Ведь на три книги можно потратить и год времени. За это время некоторые люди успевают сделать карьеру, завести ребенка. Это большой срок. Кто его компенсирует, в случае если книги так и не выйдут в свет.

Есть и ещё одна сторона вопроса. Мы все прекрасно понимаем, с появлением новых информационных источников книги стали читать меньше. Да что говорить, я лично не открывал книги с университета. Да и там читал их только по учебной программе. Но читал много, больше всех. А современное поколение вообще не знает таких слов. Я помню, когда начался кризис в 2008-м году, крупнейшая книжная сеть «Мир книги» чуть не закрылась из-за банкротства. Потому что и так книги не покупают, а тут кризис, люди вообще последнюю копейку тратят на хлеб и сахар. Сейчас немного лучше, но количество проданных книг в России продолжает снижаться.

Динамика продажи книг в России

Поэтому и авторы, и издательства оказывается в очень трудном положении. Читатель уходит в ТВ, интернет, компьютерные игры. Все это с взрослением нового поколения заменяет традиционную бумажную книгу. Поэтому кроме просто «писательства» надо делать имя, быть модным, создавать вокруг себя шум, что бы читателям хотелось купить книгу, да хотя бы «скачать в электронном виде», если это принесет хотя бы немного прибыли.

В поисках информации, какие книги стали самыми популярными в 2012 году я нашел статью Самые популярные и читаемые книги России 2012, опубликованную в издании «Собеседник». Они приводят короткий список из трёх книг:

  • «Несвятые святые» архимандрита Русской православной церкви Тихона (Шевкунова);
  • «Сталин. Вспоминаем вместе» общественного деятеля, политолога и блоггера Николая Старикова;
  • «Взлом техногенной системы» учения о трансерфинге реальности Вадима Зеланда.

У всех трёх авторов можно выделить две особенности. Первая — сообщество, которое они сформировали вокруг себя и используют его как способ продвижения своих трудов. С РПЦ это очевидно, у Старикова ввиду его общественной и политической деятельности оно вообще разветвлено по нескольким направлениям. И Зеланд, где поклонники формируются по линии «управления реальностью». Вторая особенность — хорошая представленность трудов в интернете. У Тихона — сайт посвященный книге, у Старикова популярный блог, где он делает анонсы, у Зеланда — группа сайтов, посвященных его трудам.

Это говорит о том, что писателями не становятся просто так. А точнее разворачивает деятельность писателя в диаметрально противоположном направлении. Вначале ты становишься кем-то ещё (например, блоггером), а потом публикуешь книги, которые станут популярными. Так например, какая-нибудь пр~стит~тка Кэт уже легко может стать популярной писательницей, гораздо популярнее, чем какая-нибудь выпускница филологического факультета МГУ. Согласны?

Ну вот вам и ответы на вопрос, как стать писателем и почему литература в России никому не нужна. Своими простыми размышлениями я раскрыл главную тайну всех изданий и издательств. Хотя прошу извинить за язык. Понимаю, что этот пост могут прочесть филологи и удивятся, как нелепо могут составляться некоторые слова друг с другом. Но на то я блоггер, а не писатель. Моя цель скорее донести смысл, а кому-то подсказать, с чего можно начать.

Кстати, я не постесняюсь в этом посте порекомендовать начинающих писателей. Среди моих друзей таких оказалось целых два человека. И если они сочтут нужным, то по прошествии времени могу добавить им рекомендации в этот или новый пост. В комментариях вы можете поделиться своими мыслями насчёт развития литературы в России или порекомендовать кого-то из знакомых писателей.

© 2012 Сабой онлайн | Как стать писателем или почему литература в России никому не нужна?


Короткая ссылка на пост

Поделиться в социальных сетях

Комментариев: 5 “Как стать писателем или почему литература в России никому не нужна?”

  1. Ники13:

    Мне нравится писать лёгкие непритязательные рассказы-однодневки, после прочтения которых немного улучшается настроение. Это хобби, не более. Хотя некоторые читатели сравнивают мои тексты с наркотиком, от которого зависишь эмоционально.
    Стоит ли мне печататься?
    Писать стоит, но печатать — нет, когда у тебя не более тысячи читателей.
    И такой литературой завален весь интернет. Большинство пишут ради признания их искры таланта, а не ради денег.
    Таковы реалии интернет сообщества. А вы про деньги.

  2. Россиянин:

    Список из 3 самых читаемых книг мне показался сомнительным. Читают-то больше всех домохозяйки, и в этом случае только третья книга списка может реально соответствовать действительности. А включение первых двух, ИМХО, их пиар.
    Зато ту же Донцову надо бы включить в обязательном порядке — конечно, не как писателя, а как торговую марку. В интернете злые языки упорно утверждают, что пишет не она сама, а группа негров. И если поверить в это, то получается все вполне логично — зачем тратить бабло на раскрутку разных имён, если можно раскрутить одно. Ну а что книги под одним именем будут разными и низкокачественными, так и целевая аудитория-то невзыскательна. Тут ты верно подметил, что писателя делает прежде всего раскрутка.

    И всё это так. Но на самом-то деле ситуация ненормальная. ИМХО, писатель — это не тот, кто хорошо продаётся сейчас, а тот, кого будут читать и через 100, и через несколько сотен лет.

    И та же англоязычная литература нормально вышла из ситуации с современным кризисом бумажных книг — там просто борются с интернет-пиратством, а в результате писатель может нормально продавать свои электронные книги, минуя издательства. А у нас стоит книге (хоть печатной, хоть электронной) появиться в продаже, и если она хоть кому-то надо, она тут же появится на либрусеке и подобных — ну все и будут качать нахаляву. А писателю тоже кушать надо. Бесплатно только графоманы готовы писать.

    Вот так и наступил кердык русской литературе, благодаря сложению трёх факторов — обыдление читателя, жадность издательств и пиратство, с которым никто не борется — хотя элементарно же всё, если даже тупо скопировать американский опыт.

    1. Сабой:

      Спасибо за комментарий! Да, я примерно что-то такое предполагал по каждому пункту, тонкости и подводные камни в любом бизнесе есть, о которых мне неизвестно. Но за свои права должно бороться сообщество авторов, и те, кому выгодны перемены в лучшую сторону. Всё в наших руках, как говорится.

      1. Россиянин:

        Тут прежде всего надо учесть, что такое сообщество авторов — а там большая часть штрейкбрехеры, готовые работать в качестве литнегров, графоманы, которые только рады выложить свои творения бесплатно на прозе.ру. При этом настоящих писателей (или просто даже тех, кто хочет публиковаться под своим именем и получать за это деньги) эта свора ненавидит, а настоящих меньшинство. Так что перемены в лучшую сторону возможны, только когда власти или читатели этого захотят. Но властям пофиг на пиратство, а читатели, когда в блогах тема массово поднималось, наоборот вопили, что качали с инета бесплатно, качают и будут качать…

        1. Сабой:

          Жуть какая.
          Слушай, надо этот улей разворошить ) Ну а как иначе. Зато авторы хотя бы получат надежду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *